31 декабря 2023 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец Преосвященный Алексий, епископ Венский и Австрийский совершил Божественную литургию в Свято-Николаевском кафедральном соборе г. Вены. Накануне, в субботу вечером, архипастырь возглавил в соборе служение Всенощного бдения.
Его Преосвященству сослужили протоиерей Хризостом Пийненбург, иеромонах Иоанн (Краммер), иереи Вячеслав Шибанов и Георгий Ряшко, диакон Боян Неделькович, гости в священном сане. В алтаре молился архимандрит Георгий (Вострель).
Во время Богослужения осуществлялась трансляция на YouTube-канале Собора.
По отпусте поздней Литургии было совершено молебное пение на начало нового года. После провозглашения уставного многолетия епископ Алексий обратился к участникам богослужения с назидательным словом проповеди:
«Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем память Святых Отец. В наше дни термин «святоотеческое наследие» понятен не всем. В контексте Нового Завета, говоря о святоотеческом наследии, мы вспопинаем учение Святых Отцов Вселенских Соборов, основанное на учении Святых апостолов. Наше православное предание – это то предание, которого держались изначально. На каждом Вселенском соборе во времена искушений, касающиеся веры и понимания догматов Святой Троицы, Боговоплощения, вносилась ясность в православное учение.
В Святоотеческое наследие также входит большой пласт аскетических творений – ответы на практические вопросы. Ведь нас затрагивают не только вопросы «Как веровать?». Сегодня любой человек на вопрос «Как ты веруешь?» ответит: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя…». Но не всегда было так. Четыре века прошло, пока были сформулированы спасительные догматы. Но не только верой исчерпывается наже житие. А как жить в этом мире? А как относится к тому, что в душе по слову апостола Павла «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:19)? А где найти силы, чтобы жить благочестиво? Что заставляет меня делать плохие поступки? У нас есть целый ряд творений святых отцов, начиная с святого Антония Великого, святого Иоанна Златоуста и заканчивая нашими святыми Серафимом Саровским, Феофаном Затворником, Игнатием Брянчаниновым, которые уделяли этому очень большое внимание. На этом пласте святоотеческих творений стоит наша духовная жизнь. Человек, не изучая эти творения, сам того не замечая, начинает совершать то, что не соответствует православному преданию. Есть много вопросов, которые требуют разрешения и ответы на них находятся в святоотеческих творениях. Поэтому мы не должны забывать их. Но важно читать из первоисточника, а не из сети Интернет, где много искажений.
Но это в Новом Завете… А что же было во времена Ветхого Завета? В первую очередь мы вспоминаем Авраама – отца всех верующих, который поверил Богу еще в необрезании и эта вера вменилась ему в праведность. Многие святые восхочались этим святым мужем, который своего сына не божалел для Бога. Такую он имел веру.
Всмомним и святого пророка Давида. Изумительная Псалтирь нам сегодня досталась. Она дает нам много понимания того, что происходит в нашей душе, и в тоже время восхищаться тем, что происходит снаружи.
Кроме людей, упомянутых в Библии, были те, которые сохраняли Святое Писание – книжники. Они тоже были удивительными людьми. Они знали Писание вплоть до буквы. Зная вот эту еврейскую скурпулезность, мы понимаем, что Священное Писание дошло до нас в неизменном виде. Все эти люди писали вот то родословие, читаемое сегодня, чтобы донести самую главную мысль Ветхого Завета, что Мессия прийдет. С другом стороны, среди книжников были те люди, которын не узнали Христа, когда Он пришел на Землю. Поразительно! Как такое возможно?.. Т.е. возможно неправильно понимать Священное Писание. Всмоним эпизод из Деяний Святых Апостолов, когда евнух, читая книгу пророка Исайи, отвечает апостолу Филиппу: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деян.8:31). Ему повезло встретить апостола Филиппа, который наставил его на истину. Поэтому у нас при храме организованы специальные курсы. Ведь необходимо не просто читать Писание, а вникать глубже. Ведь спасение нашей души – вопрос непраздный. Мы должны изучать нашу веру, обращать внимание на то, что происходит в нашей душе. Каждое время ставит перед нами разные задача. Одна из главных – как научиться не осуждать, не обижаться, как сделать так, чтобы скорби были для человека наоборот хорошими…
Сегодня святоотеческое наследие должно быть для нас живым звуком. Господь обращается к нам: «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Христос стучиться к каждому из нас, в том числе, и в виде святоотеческих творений.
Дай Бог, что мы были настоящими хранителями христианского предания. Аминь».