В 2024 году Великий пост начался 18 марта, и первые его дни – самые строгие в плане воздержания телесного и труда духовного. Вечером понедельника, вторника, среды и четверга во всех храмах совершается чтение особого произведения, по своему содержанию, объёму и смыслу именуемого Великим – покаянный канон. Автор этого духовного гимна, преподобный Андрей Критский, умело использовал различные примеры различных ветхозаветных героев, их поступки, согрешения и жизнь, ради проведения параллелей с ныне живущим человеком, сокрушающемся о своих житейских ошибках и преступлениях против Бога. Своеобразным припевом, соединяющим в одно целое, разные мысли и сюжеты Великого канона, выступают слова покаянного 50-го псалма царя и пророка Давида: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
Вечером 18 марта Преосвященнейший Алексий, епископ Венский и Австрийский совершил чтение этого богослужебного произведения в Кафедральном соборе святителя Николая в Вене.
За богослужением молились клирики собора и многочисленные прихожане.
По окончании богослужения Преосвященнейший Владыка обратился к молящимся с проповедью:
«Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня начался Великий пост. В Церкви начинаются особые молитвенные дни, посвященные тому, чтобы мы принесли Богу покаяние. С этого начинается Великий канон Андрея Критского: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний?».
С чего нужно начать человеку, если он хочет покаяться? В первую очередь человек должен увидеть, какой он есть сам. У святителя Игнатия Брянчанинова в аскетических опытах один из очерков называеится «Зрение греха своего». Наверное, с этого нужно начать каждому человеку. Ведь если человек не осознает, в чем он согрешил, то, приходя на исповедь, не знает в чем каяться.
В Великом каноне все это есть. Первое, что нужно человеку – это зрение греха своего. Не просто так подойти поверхностно к Великому посту, к вопросу покаяния, а войти в глубины своей души и задаться вопросами: «Какой я человек? Как я живу? Как отношусь к свои ближним? А как они относятся ко мне? Как я выгляжу с их точки зрения?». Эти вопросы могут привести человека к интересным размышлениям.
И, в частности, Великий канон дает нам некую канву, по которой мы должны сами испытать свою душу. Подготовительные недели к Великому посту, начиная с Недели о Страшном Суде, Воспоминания Адамова изгнания из Рая, начинают ставить нас перед сами собой. На Страшнем Суде за нас никто не будет отвечать. Каждый будет отвечать сам за себя. Объектом ответа будет выступать моя душа.
Великий канон осталяет нас перед нашим лицом. Зрени греха своего… Об Святыми отцами написано множество книг. Покаяние должно быть осознанным. Почему на подготовительной неделе мы вспоминаем Адамово изгнание? Со времени грехопадения в человеке много изменилось. И если до грехопадения человек был в единстве (человек состоит из духа, души и тела), то после грехопадения в человеке дух утратил то влияние, которое оказывал на душу и тело. Покаяние начинает с того, что приходит Дух Божий и оживляет все наше естество. И потом уже тело и душа начинуют быть послушным духу. Пост направлен на обуздание тела, на подчинении его духу. А покаяние направлено, чтобы обуздать нашу душу.
Я желаю, чтобы каждый из вас глубоко заглянул свою душу, руководствуясь той канвой, которую нам дает Великий канон. Чтобы Великий пост прошел для нас с большой пользой. Пост – это то, что нас приводит в Царство Небесное. Это очень важные дни. Давай посвятим себя этим дням! Аминь».