Интернет уже прочно вошел в нашу жизнь, хотя и до сих пор продолжает оставаться очень динамично развивающимся явлением. Его влияние на весь уклад современной жизни трудно переоценить, оно слишком объемное, чтобы давать ему комплексную оценку. Настоящий материал является просто попыткой осмыслить это явление в той части, в которой это сегодня вызывает особенное беспокойство — влияние на детей и молодежь. Сразу хочу сказать, что по своему образованию я инженер, что исключает автоматически однозначную отрицательную оценку типа «мракобесие». Интернет — всего лишь средство, которое заслуживает размышления о том, какие формы приобретает его применение. Неформальная нотка: один случай в атеистические времена в Советском Союзе. Священник садится в машину, а прохожий ему говорит: «Что же вы, батюшка, на беса-то верхом садитесь?», на что священник ему отвечает: «Это не беда, беда наоборот: когда бес садится на человека».
Немного о богословии в современном мире
Богословие не предлагает односторонний, зашоренный взгляд. Богословие всегда отвечает на какие-то насущные проблемы современности. Более того, самая возвышенная часть того корпуса наук, которые носят название «богословие» — догматическое богословие или догматика — сформировалась в основном именно как ответы на вызовы современности. Таковыми были важнейшие документы в истории Церкви — определения Вселенских Соборов. Старец Паисий Святогорец говорил о том, что любой христианин должен иметь, по его выражению, «добрую обеспокоенность» о том, что происходит в современном мире. Богословие в практическом смысле является философской наукой, призывом к рассуждению о выборе между добром и злом, которое призвано помочь человеку не заблудиться в этом подчас непростом выборе. Когда речь заходит о практических вопросах, святоотеческая мысль достаточно редко предлагает готовые решения и нечасто пользуется прямыми запретами. Она предлагает некое рассуждение, чтобы включились наши ум и сердце. Ведь бывает нередко: мы совершаем ошибки, потому что просто не подумали. Но и, конечно, по этой причине мы иногда читаем наставления или получение четвертого века, а звучат они как будто были написаны сегодня.
Ложка меда в бочке дегтя?
Что представляет собой сегодня интернет? Это, по сути дела, весь опыт человечества в одном флаконе — как полезный, так и бесполезный и, в том числе, к сожалению, очень вредный. Ложка меда в бочке дегтя? Возможно. Плохого там, к сожалению, очень много, и все это перемешано. В чем я вижу в первую очередь проблему интернета для детей? В соприкосновении неокрепшего детского ума с полным спектром зла этого мира. Родительский контроль осуществить сегодня очень тяжело, однако возможно, если родители в этом заинтересованы. Что такое семья? Для ребенка она выполняет защитную роль. Она ограждает хрупкий, неокрепший ум от всего зла этого мира, которое он не перенесет. Если у ребенка есть свободный доступ к интернету, то надо иметь в виду, что он разрушает этот защитный механизм. И в столкновении детского ума со злом всего мира возникают психические нарушения. Есть ведь такие знания, которые и взрослыйто ум не всегда выдерживает… Раньше говорили: «Вырастешь — поймешь». Это стандартный ответ, который слышали дети. И они желали вырасти, желали понять. И, вырастая, понимали. Но что ребенок получает в интернете? Получает ли он опыт? Нет. Он получает некое поверхностное представление, которое является лишь иллюзией опыта, подделкой. Поток информации, который обрушивается на ребенка в интернете, еще не делает его взрослым. Он просто стал испорченным ребенком, который поверхностно нахватался чегото, что он принимает за знания. Мне приходилось с такими детьми разговаривать. Они даже в полемику пытались вступать, но под этой полемикой не было никакой основы, полноценно обсудить вопрос ему, естественно, было не под силу. Такой ребенок получил комплекс знаний, обработал их на скорую руку и как-то уложил в своем мозгу. Но это не значит, что он стал взрослым.
Грех и зависимость
Не могу удержаться от того, чтобы не вставить немного святоотеческой мысли. Вот основные понятия. Что такое зависимость? Очень просто — надо отказаться от этого предмета. Если проходит безболезненно — зависимость не носит греховный характер. Если нет — сами понимаете. Что происходит, когда родители наказывают детей лишением интернета? Происходит всякое, чаще негативное — примеров в сети достаточно. Что такое грех? Казалось бы: мы все это хорошо знаем. Но тем не менее. Очень часто понятие о грехе складывается такое: сплошной негатив, нельзя, запретить. Не работает. Такое объяснение очень быстро разбивается о реальный опыт. Попробовал — а ведь понравилось. Потому что такое представление неверно. Возьмем момент грехопадения: Ева уже вкусила запретный плод, Адам — еще нет. Почему же она дает ему этот плод? Насколько мне известно, есть два толкования. Одно — неверное — гласит, что Ева поняла, что дела плохи, и подумала, что может остаться одна, а вдвоем все-таки легче. Правильное же толкование говорит о том, что грех вначале порождает эйфорию — воодушевление. Лишь спустя время начинают ощущаться горькие последствия.
Каковы еще свойства греха? Он ослепляет человека, так что после тяжелого длительного греха человек начинает по-другому смотреть на мир. И, конечно, — вводит человека в зависимость. Однако для каждодневного потребления картинка интернета привлекательна. Это — не только запретный плод, это — алгоритмы, быстро бегущая лента. Все это можно быстро пролистывать. Разнообразие интернета не дает возможности остановиться и осознать. За этим форматом разнообразных знаний и впечатлений очень удобно скрывается внутренняя пустота такого подхода. Если ребенка от этого не оградить, он все равно залезет, куда не нужно. Соприкосновение с интернетом становится большой проблемой, о которой нужно задуматься. В этом отличие подобного опыта от книги. Возьмем хотя бы «Преступление и наказание». Сам поступок — это небольшой фрагмент. Все остальное — это мучение, переживания. Как это показать? В этом очень мало, как сегодня говорят, «экшена». А нужен экшен — действия, динамично меняющаяся картинка. Вырезан поступок, и этим все ограничивается. Кто-то кого-то убивает, и все. Никаких мучений. И зачастую, напитавшись подобным поверхностным опытом, дети легко идут на преступление. Или — боятся жить. Сейчас существует проблема, что дети как можно дольше стараются остаться в семьях, с родителями. В 80-е, 90-е годы к чему стремился ребенок? Он стремился вырасти, создать свою семью и т. д. К чему стремятся дети сейчас? Зачастую лет до тридцати они сидят на шее у родителей. По этому поводу к нам обращаются многие люди. Не хочет ребенок куда-то уходить. Зачем? Здесь хорошо, комфортно. Но что получается, когда потерян репродуктивный возраст? Жизнь в браке требует большого комплекса привычек, которые должны сформироваться в совместной жизни. Уже после тридцати лет, когда ты имеешь свои привычки, тяжело впустить в свою жизнь другого человека. А после сорока — это уже целая проблема — перестроиться.
Интернет и детский ум Сегодня детский ум участвует в формировании интернета. Не просто участвует, а придает ему чрезвычайно динамичный характер. Что это для нас означает? Появляются все новые и новые формы, которые предыдущее поколение плохо понимает. Интернет все время рождает новые форматы. Когда-то это были чаты, твиттеры, которые уже давно ушли во взрослую аудиторию, даже президенты используют твиттер. Были «одноклассники», «В контакте», потом появились «инстаграм», «тик-ток», что-то новое, чего я уже не знаю… Детский ум очень пластичен, и поскольку есть аудитория, детский ум востребован. Ведь все надо кому-то продавать, и ктото должен покупать. Чем больше аудитория, тем больше КПД. Есть интересный фантастический сериал «Доктор Кто». Надо отметить, в течение XX века фантастика вообще много чего предсказала. В это время фантастика в литературе, в том числе в Советском Союзе, мощно развивалась. И одна серия из «Доктора Кто»
была посвящена тому, как некие инопланетяне подключили детей к компьютеру, то есть использовали детский ум в качестве процессора для обработки информации. И детский ум, и интернет очень быстро развиваются, и это может привести к нежелательным последствиям, результат которых легко может оказаться за пределами нашего понимания. Созревание личности Очень важный вопрос — созревание личности. У каждого человека — огромный внутренний мир со своими законами, и созревание личности осуществляется по мере того, как человек заполняет свой внутренний уголок, который скрыт от постороннего глаза. И хорошо, что у него формируются какие-то идеалы. Есть даже поэтапное разделение того, как этот мир формируется. Наша жизнь и есть результат развития этого внутреннего мира, которому надо дать сформироваться, разложить по полочкам. Где-то модель не сходится с реальностью, где-то нужно что-то разрушать и строить заново. Благодаря этому процессу строится крепость личности по отношению к различным испытаниям, и лучшим помощником в этом процессе, безусловно, является книга, а не фильм или сериал, и тем более не «шортсы» или «рилсы», не эта лента постоянно сменяющихся образов. Человек должен и помолчать, и погулять, походить. А все сидят в телефонах, в гаджетах. Во время нашего летнего лагеря нам удавалось вырвать детей из гаджетов. Играя на свежем воздухе, они забыли про гаджеты. У нас с утра до вечера были игры, а для детей это очень важно. Когда-то надо побыть и наедине с собой. А побыть наедине с собой означает, что ты получишь в единоличное правление всю Вселенную. Часто нам бывает комфортно только наедине с собой, только сами с собой мы можем быть по-настоящему честными. Внутреннее созревание происходит как раз тогда, когда человек предоставлен сам себе. Книга содержит куда больше информации, чем остальные источники. Недавно я разговаривал с одной женщиной, которая живет в Вене 30 лет, и она рассказала мне, как выглядела тогда улица Graben, в центре Вены. Не было столиков на улице, как в ресторане. Были маленькие кафе, откуда доносился запах кофе. При помощи литературного языка гораздо проще представить себе атмосферу. Если снимать фильм, и даже для этого закрыть улицу для прохожих, она все равно выглядела бы иначе. А как передать запах? А ведь запах — тоже часть информации. А в книге все есть. Есть переживания главного героя — то, что в фильме отсутствует. Актер может выразить эти переживания, к примеру, актерской игрой. То есть средства кино куда более скудные, чем средства литературы. Когда человек читает книгу, пополняется его внутренний мир.
Кстати, интересный феномен. Человека, который прочитал много книг, называют начитанным, независимо от того, что он читал. Но нет определения для того, кто посмотрел много фильмов. Какие шедевры Вы знаете? Фильмы, которые все обсуждают? Н. Х.: Я люблю Михалкова и Феллини… Да, в то время были шедевры. А из современных фильмов? Могу сказать, что из глобальных фильмов очень хороший фильм — «Интерстеллар», где помимо проблем науки затронуты проблемы человека и любовь, которая связывает все – время и пространство. Фильмов, вышедших после 2017 года, я не смогу назвать.
Есть фильмы, которые срывают в прокате большой куш, но сказать, что это — достойные фильмы, я не могу. Да, там есть спецэффекты, и на них выезжают. После 2017 года у меня стало складываться ощущение, что человечество утрачивает творческую силу. Нет хороших фильмов. Ремейки, набор спецэффектов. Порой читаешь сценарии и не понимаешь, зачем они все это писали? Цель какова? Где фильмы, которые буквально взрывали мировой прокат? Где это все сейчас? На мой взгляд, одна из причин этого — то, что личность не вызревает. Мы все идем к каким-то кратким форматам, но это чревато проблемами для человечества.
В чем еще проблема интернета для детей? Блогерство. Если бы блогеры только излагали факты. Но этим не ограничивается. Начинается собственный PR. Вот, я заработал столько-то миллионов. Дети, как правило, не знают, что у этих людей есть специальные агенты, которые их продвигают. Это — целая команда. Кто-то пробивается сам, и такие есть. Но их — единицы. Однако у блогеров есть и проблемы. Люди, которые каждый день записывают видео, расходуют свою душу до такой степени, что это приводит их к психическим расстройствам. Когда кто-то работает на аудиторию, он отдает больше энергии, чем может вынести, опустошая свой внутренний мир, который должен постоянно пополняться, а блогеру некогда это делать. Он должен постоянно выкладываться. Хорошо, если ребенок хочет стать пилотом, врачом. Это — особо ответственные профессии. Хирург, нейрохирург. Тонкие вещи, и какая ответственность! Сейчас людей, пригодных для этих профессий, гораздо меньше. В советское время было профессиональное воспитание, начиная с детских книжек, — ребенок узнавал о профессиях, которые можно было получить. Интернет ставит перед нами длинный ряд проблем. Помню службу в Спасском-Лутовинове. Вижу девочку в платочке, похожую на русскую крестьянку XIX века. Это поместье Тургеневых, вообще весь антураж XIX века. На руках она держит куклу-младенца. Раньше девочки ходили с колясочками, баюкали младенцев. И я поймал себя на мысли, что давно не видел таких кукол. А сейчас что? Барби и Кен? Девочка пришла причащаться и принесла причащать младенца. Конечно, это — куколка, но потом она придет причащать и живого младенца. А Барби на хорошем автомобиле, боюсь, в храм не поедет со своим Кеном. Им строят шикарный дом, и рожать детей они в ближайшей перспективе точно не собираются. Конечно, невозможно все вернуть назад. Я не из тех людей, которые сгущают краски, но если окинуть взглядом весь спектр проблем, возникает вопрос — что делать? Конечно, в храме мы стараемся решать эти вопросы. Одно из решений — наш детский лагерь. Мы стараемся разговаривать и с родителями, и с детьми. Детей нельзя оградить от интернета, не давать телефон, это сегодня — нереально. Но необходим родительский контроль. Дорогу осилит идущий! Надо больше времени уделять походам, играм на свежем воздухе, путешествиям — давать детям реальный опыт. И — возможность побыть наедине с собой, с природой. Уберечь детей в одиночку очень трудно. Есть вещи, которые возможно сделать вместе. Скажем, управляемое детское общество, как, например, лагерь, воскресная школа. Мы не можем диктовать детям, что им нужно. Распространенная родительская ошибка — воспринимать ребенка как свою собственность, создавать систему запретов. Это никогда не приносило хороших плодов. Как сказал один человек, у нас нет проблем, у нас есть задачи. И я согласен с ним.
Источник: Журнал «Международный диалог», выпуск №8


