«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», – так Святая Православная Церковь сегодня извещает христиан о поклонении и особом почитании Креста Господня. Вторая часть молитвы, которая звучит в храме: «И Святое Воскресение Твое поем и славим». Тем самым верные чада Церкви свидетельствуют о том, что без поклонения Кресту, без принятия Воли Божией, без взятия на себя креста, мы не можем достичь и Светлого Христова Воскресения. Каждый должен принести крест свой на “Голгофу” жизни, как принес Честной свой Крест Господь наш Иисус Христос.
По слову святителя Феофана Затворника, Честный Крест предлагается поклонению в сентябре, когда убираются поля, для того, чтоб одни из христиан в чувстве довольства не сказали: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!», а другие от скудости не пали в духе.
Преосвященный Алексий, епископ Венский и Австрийский совершил Всенощное бдение в канун праздника в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Вены. Был совершен чин Воздвижения Креста, который совершается в соборных храмах.
В день праздника епископ Венский и Австрийский Алексий возглавил Божественную Литургию. Его Преосвященству сослужили ключарь собора протоиерей Владимир Тыщук, протоиерей Радослав Ристич, иеромонах Иоанн (Краммер), иерей Вячеслав Шибанов, иерей Георгий Ряшко, протодиакон Виктор Шиловский. В алтаре молился архимандрит Георгий (Вострель).
Богослужебные песнопения исполнил праздничный хор под управлением Т.Н.Щербы.
По окончании Божественной литургии епископ Алексий обратился к молящимся с назидательным словом проповеди:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, с днем того знамения, которое мы носим на себе, без которого мы не выходим из дома. Всегда у нас висит маленький нательный крест в воспоминание той Великой Жертвы, которая была принесена о нашем спасении.
Что можно сказать о сегодняшнем дне? Христос пришел и спас нас. Честной Крест говорит о том, что Христос сделал то, что было предписано Священным Писанием, что было предсказано пророками, что было заложено Богом еще прежде нашего рождения. Совершилось таинство спасения рода человеческого. Об этом читаем в Священном Писании: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3:16-17).
Сегодня мы имеем перед глазами эту великую жертву. О чем это нам говорит? В первую очередь, конечно, о том, что Бог уже для нас все сделал. Мы не можем сказать Господу, что нам еще что-то нужно. Мы еще не родились, а жертва уже была принесена. И уже сегодня мы не можем сказать, что должны пойди во ад после смерти, или раствориться, или уничтожиться. Христос сказал своим ученикам: «В дому Отца Моего обители многи суть: аще ли же ни, рекл бых вам: иду уготовати место вам» (Ин.14:1).
Необходимо понимать, что жертва уже принесена. И от понимания этого нас отделяет только маловерие. Мы можем смущаться и волноваться, только когда в нас действительно мало веры. Мы видим в Евангелии, что Христос упрекает своих учеников в том, что у них мало веры, а не в том, что они мало постятся или молятся.
Крест – это надежда нашего упования. Так было до нас. История Церкви лишний раз убеждает нас в этом. Поэтому мне хочется сказать сегодня, когда мы стоим перед Крестом Господним, не должны быть маловерными, ибо для нашего спасения уже все сделано. Нам только нужно приложить свом небольшие труды. Быть христианином не так уж тяжело в этом мире. Конечно же, чтобы прощать врагов своих, мы должны стать другими людьми. Чтобы научиться жить по Евангелию, чтобы научиться правильно противостоять злу в этом мире, мы должны стать настоящими христианами. Об написаном в Священном Писании и святоотеческой литературе.
С другой стороны орудие нашего спасения говорит о том, какой ценой оно было получено. Сын Божий, самый лучшие из людей, которые когда жили на земле, Богочеловек, претерпел страдания и смерть. И по сути на Крест Его привели наши страсти и грехим. Об это тоже нужно помнить, когда мы согрешаем, каждый раз увеличиваем тяжесть грехов Богочеловека на Кресте.
Господь даровал нам Свой честной Крест. Крест имеет абсолютную силу на прогнание всякого зла. Уже доказано моголетним опытом, что силы бесовские страшатся знамения Честого и Животворящего Креста Господня. Я очень радовался, когда только приехал в Австрию видел кресты в различных местах… И сегодня нам это внушает благую надежду. Крест как символ нашего избваления. Будем же относиться благоговейно к знамению Честного и Животворящего Креста Господня, благоговейно изображать Его на себе. Истинно изображаемое крестное знамение отгоняет бесов, полчище силы вражией. Будем помнить об этом!
Очень полезно для нас воспоминание Таиства Креста. Иногда почитать канон, акафист, тропарь Кресту Господню. Всегда это наводит на нужные мысли. Каждый раз воспоминание о Кресте дает нам воспоминание и о собственной греховности, и осознание великой милости Божией к нам… В Кресте есть все, что нам нужно. Поэтому имея такое орудие будем им пользоваться. Аминь».