В каноне пятого дня первой седмицы Великого поста мы слышим такие слова: «Поститеся, Спасе, не могут друзи и сыны чертога Твоего; Тебе бо, Жениха, с Материю и с другом Твоим учреждают предстояща и служат». Этот день в каком-то смысле праздничный и пост немного ослабляется, потому что в этот день мы вспоминаем чудо, совершенное святым великомучеником Феодором Тироном. Вскоре после императора Константина Великого, воцарился император Юлиан, прозванный отступником. Хотя он и крещен в христианстве, но потому отступил от истинной веры и снова вернулся к язычеству. И он же впоследствии возобновил гонения на христиан. В одном городе этот император издал указ окропить всю пищу на рынке идоложертвенной кровью. Соответственно, христиане, не зная этого, могли купить и употребить оскверненную идоложертвенную пищу в дни поста, чтобы было бы поводом для насмешек над христианами и всякого рода унижений. Но этот коварный замысел был разрушен святым великомучеником Феодором. Этот святой принял венец мученичества еще до времен императора Константина Великого.
Святой Феодор явился архиерею этого города, рассказал ему об этом замысле и посоветовал, чтобы христиане всю неделю питались самой простой пищей, которая впоследствии стала называться «коливо». Коливо – это вареная пшеница с частицами сладких фруктов. Архиерей передал это христианам и, таким образом, никто из них не был осквернен этой идоложертвенной пищей.
В память об этом событии установлены память святого великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. А накануне, в пятницу, на Литургии Преждеосвященных Даров совершается освящение колива.
Утром 3 марта 2023 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, епископ Венский и Австрийские Алексий совершил Вечерню и Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Николаевском кафедральном соборе г.Вены.
Перед Литургией были совершены уставные великопостные богослужения — утреня, часы и изобразительны.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения о Святой Руси.
Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением Т.Н. Щербы.
По заамвонной молитве епископ Алексий возглавил молебное пение святому великомученику Феодору Тирону и освятил коливо.
По окончании молебна Преосвященнейший Владыка обратился к молящимся со словом проповеди: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем память святого великомученика Федора Тирона. В его память мы освящаем коливо. Этот тот самый день, когда Господь вдохновил святого через рецепт этого колива оградить христиан от идоложертвенного. Данное чудо относится к посмертным чудесами святого великомученика. В одном городе император Юлиан, прозванный “отступником”, издал указ окропить всю пищу на рынке идоложертвенной кровью, чтобы осквернить всех христиан. Но Господь не желал, чтобы Его верные люди осквернились идоложертвенным. Святой Феодор явился архиерею этого города, рассказал ему об этом замысле и посоветовал, чтобы христиане всю неделю питались самой простой пищей, которая впоследствии стала называться «коливо». Коливо – это вареная пшеница с частицами сладких фруктов. Архиерей передал это христианам и, таким образом, никто из них не был осквернен этой идоложертвенной пищей.
Мы приблизились уже к концу первой седмицы. Четыре дня читался Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Слава Богу, что многие старались прийти на эти службы. В эти дни мы спешим в храм, потому что приносится особенное покаяние. Господь принимает нас со всеми нашими согрешениями и дарует нам Свои духовные дары. На Пасху, в великие праздники мы ищем в храме легкости, радости. Но чтобы была эта радость, необходимо подготовиться. Нужно понять, и человек понимает иногда, что на душе есть грехи, есть в чем покаяться. Существует стена между человеком и Богом. Человек приходит к Богу и думает: «Хорошо бы мне порадоваться. Но не нахожу в себе радости, ибо есть тяжесть греховная». Когда мы приносим покаяние, тогда совершается это таинство. Господь прощает, распростирает свои объятия, как блудных детей прижимает опять нас к себе. И тогда у нас легко на душе, на сердце.
Но покаяние — это не только таинство, не только, когда священник возлагает на нас епитрахиль на голову и читает молитву. Но необходимо иметь еще сокрушение сердечное. Сейчас многие говорят о качестве жизни. Для христианина для хорошего качества жизни обязательно нужно приносить покаяние.
Дай Бог, чтобы это покаяние совершалось у нас всегда. Аминь».
Затем освященное коливо было роздано прихожанам.